воскресенье, 14 февраля 2010 г.

Масленица!!!



Масленица — древний праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это всегда был самый веселый и любимый праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Главное угощение на Масленицу были блины. Пеклись и поедались они в несметных количествах. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.
В понедельник — встреча Масленицы.
Во вторник — заигрыши.
В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины.
В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
Это был самый любимый и красивый масленичный обряд. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись нарядные упряжки. Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой пары ездили по улицам «казать себя», посещая родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.
В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение.
Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
Воскресенье называлось прощеным днем.
В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали.
Во времена Петра I Масленицу встречали маскарадом.
По столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем в руках. В центре шествия был большой 88-пушечный корабль, убранный разноцветными флагами с изображениями рыб, зверей и птиц. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, шли ряженые. На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.
За гондолой следовали настоящие участники маскарада. Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота тянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и заканчивалось великолепным фейерверком и пиршеством.
Также при Петре Первом русские, помимо различных игр, устраивали себе развлечение – катание с горы. Первоначально использовались высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой располагался оркестр, вокруг собирались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху.
Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки.
Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем и чаем, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он был в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.
Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени.
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления.
В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян он был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.
Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин". Вечным спутником Михайло Потапыча была "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу, и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий